

|

Незаконное прослушивание мобильных телефонов судей Конституционного суда Украины
22.12.2006
Служба безопасности Украины разоблачила фирму-шпиона... Служба безопасности Украины (СБУ) разоблачила киевскую коммерческую фирму, которая занималась незаконным прослушиванием граждан, сбором и продажей конфиденциальной информации о них, сообщают украинские телеканалы.
Как рассказал исполняющий обязанности председателя СБУ Валентин Наливайченко, фирма предоставляла любые данные об "объекте": движение на банковских счетах, наличие недвижимости и т.п. Наибольшим спросом пользовалась услуга прослушивания мобильных телефонов чиновников. Найден список судей Конституционного суда Украины. Во время осмотра помещения, где находилась фирма, был выявлен ряд устройств, которые могут использоваться для получения информации, в частности, для скрытого снятия речевой информации и видеонаблюдения. Изъято также специальное устройство для отслеживания, прослушивания и записи разговоров через перехват сигналов сотовой сети GSM. По выводам специалистов, данное устройство является наиболее сложным среди себе подобных, его рыночная стоимость составляет почти $420 тыс. в зависимости от комплектации. Такое устройство было ввезено в Украину нелегально. Сейчас сотрудники спецслужбы устанавливают, каким образом и из какой страны был ввезен прибор. По словам Валентина Наливайченко, пользоваться подобным устройством согласно законодательству могли лишь соответствующие подразделения СБУ, службы внешней разведки, главное управление разведки МОУ. Использование же таких средств другими субъектами, даже теми, которые осуществляют правоохранительную деятельность, исключается. Организатор фирмы задержан. Сотрудники СБУ надеются, что в ходе допросов этот человек расскажет все, что касалось деятельности предприятия. Источник: Белорусское телеграфное агентство Конституционный суд Украины сняли с "прослушки"
Служба безопасности Украины прекратила незаконную деятельность коммерческой структуры, которая занималась прослушиванием граждан, в том числе представителей судейского корпуса, сообщил временно исполняющий обязанности главы СБУ Валентин Наливайченко. "Изъятые материалы свидетельствуют, что эта структура могла выполнять заказы на незаконное прослушивание граждан", - сказал он. По словам В. Наливайченко, имеется оперативная информация, согласно которой прослушивался судейский корпус, в частности, судьи Конституционного суда Украины. Руководитель этой преступной структуры задержан, и сейчас проходят допросы. Руководитель СБУ заявил, что расследование дела "находится на контроле у президента". В. Наливайченко сообщил, что в данный момент СБУ проверяет, причастность бывших сотрудников СБУ или МВД к деятельности ликвидированной структуры. "Наладить такой бизнес без специалистов либо действующих, либо бывших невозможно", - подчеркнул он. В СБУ не исключают, что полученные данные использовались для вмешательства в личную жизнь влиятельных представителей политических и бизнес-кругов. Во время осмотра помещения сотрудники спецслужбы изъяли также «жучков», в частности, для снятия речевой информации и видеонаблюдения, а также прайс-листы с перечнем услуг, предоставляемых фирмой. Так, за предоставление информации о месте работы и сумме доходов клиенты платили от 50 до 500 долларов, а за получение информации об административно-политической поддержке компаний - от 500 до 5 тыс. долларов. Стоимость услуг достигала 100 тыс. долларов. По предварительным данным, поиск потенциальных клиентов для предоставления информации об "объекте" осуществлялся через Интернет. Источник: Правда.Ру Тройной удар Василия Цушко
![]() 23.02.07 // 17:55 Исчезновение восьми «прослушек» и обворовывание милиции «до нитки». Так оценивает результаты работы Юрия Луценко на посту главного милиционера страны нынешний руководитель этого ведомства Василий Цушко. О чем и заявил без обиняков с парламентской трибуны в пятницу. Первый удар Цушко был нанесен в больное место многих в этой стране – из милиции пропали «прослушки» и никто теперь не застрахован от того, что его разговоры слушают. Виноват, оказывается, в этом Юрий Луценко, поскольку спецкомплексы для прослушивания линий связи мобильных телефонов и комплексов для установления местонахождения их собственников пропали из милиции аккурат перед его уходом из ведомства. Василий Цушко, министр внутренних дел: «Когда мы начали выяснять наличие спецкомплексов для прослушивания линий связи мобильных телефонов и комплексов для установления местонахождения их собственников, выяснилось, что МВД закупило за счет бюджетных средств лишь 9 таких комплексов, а в СБУ переданы 17. Это свидетельствует о возможности использования для закупки спецтехники каких-то других источников финансирования кроме средств из государственного бюджета Для усиления произведенного эффекта Василий Петрович сделал посыл в телекамеры и обратился не только к депутатам, но и «уважаемым гражданам»: «По оперативным данным, перед изменением руководства МВД все 8 таких систем просто исчезли. Где они сейчас, кого из вас, уважаемые граждане, слушают, за кем следят – к сожалению, этой информации мне в наследство не осталось». Несколькими часами позже и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко на брифинге в Секретариате Президента слова Цушко опроверг: «У Луценко нет систем для прослушивания мобильных телефонов». Далее Василий Петрович обвинил господина Луценко, а вместе с ним и национальное бюро Интеропола во лжи. По версии нового милицейского начальника, бывший мэр Одессы Руслан Боделан вовсе не значится в списках Интерпола, а дела против бывшего руководителя Государственного управления делами Игоря Бакая суд приостановил. «Когда мы разобрались, то Боделана нет в розыске Интерпола. Это все был пиар. Главное внимание Интерпола было обращено только на поиск нескольких бывших украинских чиновников, на которых была возможность пропиариться на телевидении», - говорит Цушко. В ответ на это заявление экс-руководитель Национального бюро Интерпола Кирилл Куликов, который в пятницу подал заявление об отставке, выразил мнение, что министр в этой ситуации «был введен в заблуждение». «Когда был инициирован розыск Боделана, Интерпол поставил его в базу. Он был как в международной, так и в межгосударственной базе Интерпола», - утверждает он. Удар номер три – обвинение экс-министра Луценко в финансовых хищениях и махинациях. Хотя окончательный отчет КРУ, которое проводит финансовую ревизию, будет готов в марте, «предварительные выводы свидетельствуют о серьезных просчетах в использовании финансовых средств». А по результатам проверки 20% «того, что творилось в МВД, КРУ уже показывает злоупотреблений на сумму 560 миллионов гривен». Кроме того, «на содержание центрального аппарата было перерасходовано 72 миллиона гривен». По завершению же работы КРУ, «все документы будут направлены в прокуратуру и будет каждый отвечать за содеянное» Коалиции такой отчет социалиста Цушко понравился. Коллеги-антикризовики благодарили его за «наведения порядка в министерстве, которое его предшественник практически уничтожил», «прекрасный старт, сделанный на должности главы МВД и за то, что работу на новом месте «уважаемый Василий Петрович начинает не с самопиара, а с работы». Примечательно, что искренние благодарности и важные вопросы господ коалициантов были заблаговременно напечатаны кем-то очень заботливым на аккуратных листах бумаги формата А-4. к тому же, в кулуарах упорно гуляли слухи, что неспроста «регионал» Владимир Сивкович инициировал отчет Цушко в Раде. Очевидно, что антикризисная коалиция серьезно озабочена региональным туром Луценко, и, похоже, недавние подчиненные могут заняться самим Юрием Витальевичем. Да, и у социалистов, однопартийцев Цушко, остался «зуб» на бывшего «товарища». А в остальном сегодняшний парламентский день был насыщен сплошным - БЮТ наконец-то разблокировал электрощитовую ВР, первый вице-спикер Адам Мартынюк отметился очередной серией грубости, назвав защитниками Отечества тех, кто защищает Родину от «женщины с косой и любих друзів», а депутаты от большинства ярко продемонстрировали уровень собственной культуры, поздравив Президента с Днем рождения дружным завыванием… Источник: ГлавРед Плюс декегебизация всей страны
Юлия Ким, «Главред»23.02.07 // 16:19 Когда-то одно название этой структуры вызывало у простых смертных трепет: «три волшебных буквы» и в самом деле могли творить чудеса. Сегодня комбинация букв поменялась, изменилась и сама организация – сошел былой лоск и пафос, и оказалось, что сотрудники спецслужб могут и сами трепетать. В последнее время наследница КГБ - Служба безопасности Украины - из некогда страшного и влиятельного монстра превратилась в «мальчика для битья», из сильного и независимого игрока - в политическую игрушку. Неслыханный факт – вот уже два с половиной месяца СБУ приходится обходиться без головы, что нездорово для любого живого организма. Вчера Парламент, как и предполагалось, «зарубил» Виктора Короля - Президентскую кандидатуру на пост председателя СБУ. Кто возглавит украинскую спецслужбу, что ждет ее в ближайшее время, для чего в СБУ приходят милиционеры – «Главред» попытался ответить на эти вопросы. От революционера до милиционера СБУ сильно «трясет», начиная с конца прошлого года – многочисленные кадровые рокировки, создание новых контролирующих службу структур, сначала полуотставка и, наконец, полный уход Игоря Дрижчаного с должности главы. Зловещие предупреждения со стороны Арсения Яценюка: мол, займемся мы СБУ, вплотную займемся – так, что камня на камне не останется. Одним словом, сотрудники многострадальной украинской спецслужбы все это время сидели на пороховой бочке. Новый год приготовил новый сюрприз. Для многих представление бывшего милиционера Виктора Короля на должность главы СБУ стало, мягко говоря, неожиданным. А ведь кого только не прочили в это кресло – начиная с пламенного революционера Юрия Луценко и заканчивая руководителем службы внешней разведки Николаем Маломужем. И даже поговаривали, что это кресло сильно «греет душу» заместителю Секретариата Президента Арсению Яценюку. А Президент взял и удивил всех своим выбором. До этого фамилию Короля в числе претендентов на должность «главного чекиста» не называл никто. Кадровый милиционер, бывший заместитель министра внутренних дел, позже – начальник налоговой милиции. Народный депутат от фракции «Наша Украина». Фигура неоднозначная во всех отношениях, кроме одного: Виктор Король – человек с точки зрения президентской команды – надежный. Но случайно ли, что выбор Президента остановился именно на милиционере? Если учесть, что незадолго до этого ряды СБУ пополнились опять же опытными милицейскими кадрами во главе с Геннадием Москалем, то представление Президента выглядело весьма многозначительно. Для чего же президентская команда «усиливает» СБУ милицейскими кадрами? На самом деле, если посмотреть на ситуацию немного с другой стороны, последние назначения выглядят вполне логично и закономерно. Как известно, о реформах в СБУ Виктор Ющенко говорил уже давно. А кто у нас назначен главным реформатором прогнившей спецслужбы? Арсений Яценюк – молодой да рьяный. А если вспомнить, что говорил Яценюк по этому поводу в интервью журналу «Корреспондент», все встанет на свои места. А говорил он буквально следующее: «Сейчас служба пребывает в состоянии полубеременности. Она требует существенного реформирования, и там произойдут серьезные изменения. Будет проделано нематематическое сокращение должностей и подразделений. Там 35 тысяч сотрудников – за всеми не уследишь. Сейчас рисую карту – кто и на кого в СБУ работает. Как только ее закончу, кадровые чистки там завершим». Кроме того, Яценюк убежден, что в СБУ нужно назначать «людей со стороны, которые никому ничего не должны. А то как только выдергиваешь, за ним начинает тянуться 25 томов компромата». Призрак КГБ На самом деле СБУ – этот мрачный и смутный призрак КГБ - смущал Виктора Ющенко еще с момента его вступления в должность – об этом свидетельствует его многочисленные высказывания на этот счет. То ли Виктор Андреевич никак не мог забыть злополучный ужин в обществе Игоря Смешко и Владимира Сацюка, то ли и в самом деле возникали невольные ассоциации с КГБ. Как известно, всем нашим «высокопосадовцам» не дают спокойно спать вездесущие «телефонные уши» спецслужб. Что и говорить, прослушка – страшное слово, и ее жертвами действительно не раз становились политики (вспомнить тех же Литвина и Мороза). Именно прослушка в большей мере обеспечивала КГБ той пугающей всех властью, именно благодаря ей Комитет обладал таким влиянием. Очевидно, Ющенко чувствовал, что он не в состоянии контролировать этот инструмент, так же, как и службу в целом, хотя по закону именно он управляет СБУ. Хотя, в скобках заметим, что прослушку у нас регулирует «Закон об оперативно-розыскной деятельности», и по нему заниматься прослушиванием у нас могут не только СБУ, но и милиция, и прокуратура, и некоторые другие структуры. Одним словом, Президенту давно уже хотелось реформировать СБУ. Еще в сентябре прошлого года появился Указ № 780 «Об обеспечении осуществления контроля Президента Украины за деятельностью СБУ», которые возлагает на Секретариат Президента «постоянный контроль за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности и деятельности в сфере охраны государственной тайны», а также «контроль за соответствием изданных СБУ положений, приказов, распоряжений, инструкций» и т. д. Таким образом были сделаны первые шаги для того, чтобы сделать СБУ более управляемой. В декабре появилось еще два знаковых нормативных акта. Первый - Указ № 1067/2006 «О мерах по усилению контроля за деятельностью Вооруженных Сил Украины и других военных формирований», который обязывает Секретариат Президента контролировать деятельность военных формирований, для чего в Секретариате Президента создается Инспекция по вопросам контроля за деятельностью военных формирований». Второй - Распоряжение Президента Украины № 396/2006-рп «О мерах по реформированию СБУ», которое предусматривает создание комиссии по разработке проектов Концепции реформирования Службы безопасности Украины и Комплексной целевой программы. В комиссию, кроме Арсения Яценюка и и.о.председателя СБУ Валентина Наливайченко вошли Анатолий Кинах, Владимир Горбулин, Игорь Дрижчаный (правительство там представляет Владимир Радченко). На первый взгляд, Президент просто-напросто решил поставить СБУ на «ручной контроль», и именно этой цели должны служить обещанные реформы. И выдвижение преданного Короля, «окруженного» со всех сторон лояльными замами – тоже из этой же серии. Ющенко сейчас не нужны на этой должности люди не надежные. Или не вполне надежные – как Игорь Дрижчаный. СБУ – по сути единственный силовой оплот, который сейчас остался у Президента, и именно она должна противостоять МВД, отобранному в свое «пользование» коалицией. С другой стороны, в СБУ действительно назрела объективная необходимость реформ. На самом деле о реформировании СБУ говорят с момента ее образования – Ющенко тут Америки не открыл. После развала СССР СБУ механически приняла наследство КГБ, тогда же – в 1992-м году - был принят «Закон о Службе безопасности», который действует до сих пор. Второй документ, по которому живет СБУ – «Закон об оперативно-розыскной деятельности». Оба этих закона давно уже нужно было пересмотреть и обновить, но за 15 лет этого никто так и не сделал. Кадры решают все? Любопытный нюанс - президентская команда упорно не хочет допускать в главное СБУ-шное кресло выходца из этой же структуры. С одной стороны, это, безусловно, общая кадровая тенденция (инженера – в милицию, милиционера – в СБУ) и политическая необходимость. С другой стороны, возможно, тут сказывается все то же подсознательное недоверие к КГБ-шникам. И, в-третьих, прежним кадрам действительно можно предъявить некоторые претензии. Скорее всего, Яценюк не на пустом месте упоминал о «25 томах компромата». И речь не только о «верхушке» организации и о том, «кто на кого работает». О повальной коммерциализации и коррупции СБУ говорили даже сами ее сотрудники (предварительно, конечно же, уволившись из органов). Увы, за долгие годы даже рядовые «чекисты» научились пользоваться своим привилегированным положением. Один мой хороший знакомый, кадровый офицер СБУ, в доверительной беседе поведал, каким образом при довольной скромной зарплате он купил две квартиры в центре Киева и собирается строить загородный дом: «Просто мы в свое время хорошо помогали бизнесменам». «Это как?», - поинтересовалась я. «Ну, это раньше было, сейчас я этим очень редко занимаюсь, - поспешил заверить меня знакомый. – Раньше милиционеры часто «наезжали» на бизнесменов, возбуждали против них дела на ровном месте. Заработать хотели, понимаешь? Тогда эти бизнесмены выходили на нас, мы шли к «ментам», наводили порядок, уголовные дела сразу же закрывались. Бизнесмены нас за это благодарили. В общем-то, мы делали хорошее дело, помогали людям. Это ведь неправильно, когда человека ни за что ни про что пытаются посадить?» И я поняла, что очень многие сотрудники СБУ помимо своих непосредственных обязанностей занимаются такой вот прибыльной «благотворительностью». Безусловно, в СБУ, как и везде, достаточно честных и порядочных людей, но наверняка есть и те, кто не упускает возможности заработать на авторитете своей организации. СБУ-шники действительно были на особом счету у государства. Об этом свидетельствует тот факт, что им позволялись вещи, которые не позволялись больше никому. Скажем, Валентин Крыжановский - бывший подполковник СБУ, обвиненный в уголовных преступлениях и сбежавший в Россию, рассказал «Главреду» о ситуации с предоставлением ему украинского гражданства: «В 94-м я приехал в Украину, как и многие другие офицеры. И мне сразу же предоставили украинское гражданство без выхода из российского. Я еще тогда обратил на это внимание, сказал: «Подождите, это, наверное, юридически неправильно – сначала нас Россия должна из своего гражданства выпустить». Но на это никто не обратил внимания. Это, кстати, многие офицеры могут подтвердить, в этой ситуации ничего уникального не было. Кстати, в свое время этим вопросом очень заинтересовался покойный Вячеслав Чорновил, был просто поражен – как это, у нас половина офицеров – граждане России. Поднимал этот вопрос в Верховной Раде». Тогда на это никто не обращал внимания, хотя по закону это запрещено. Теперь, когда Россия и Украина - два не слишком симпатизирующих друг другу государства, эти моменты вызывают по меньшей мере удивление. Реформы и реформаторы За время существования СБУ попытки провести реформы предпринимались неоднократно. Буквально каждый новый руководитель считал своим долгом внести что-то новое. Увы – ничего путного из этого не вышло. Никаких радикальных реформ провести никто, конечно же, не решился – дабы не разрушить то, что существует и худо-бедно работает. В итоге все так называемые реформы были случайными, поверхностными – далеко не концептуальными. Обещанной «декагебизации» так и не произошло. Возможно, винить тут нужно не только горе-реформаторов. Скорее всего, для неудач существовали и свои объективные причины. Дело в том, что СБУ – особая организация. Необыкновенно пафосная и в то же время косная и консервативная. Она тщательно хранит свои секреты и традиции. И тут опять же многое решают кадры - если в МВД всегда хватало случайных людей, то в КГБ их практически не было. А СБУ – законная наследница КГБ. Еще в советское время «бойцы невидимого фронта» считались белой костью среди правоохранительных структур. СБУ-шники до сих пор считают себя «избранными» среди силовиков. Любые попытки отнять у них полномочия они встречают настороженно. Посему провести здесь какие-то реформы – занятие очень сложное. Можно увязнуть, как Наполеон в российских снегах. Именно эта опасность сейчас подстерегает нынешних реформаторов. Уж слишком негативно восприняли перспективу озвученных Секретариатом Президента реформ в самой структуре. Так же, как и появление в спецслужбе милиционеров. Практически все политики, когда-либо работавшие в СБУ, говорили одно и то же: «Сюда нельзя назначать милиционеров. Это разрушит службу. Работа в спецслужбе куда сложнее и тоньше, чем в милиции». По информации «Главреда», в последнее время на Владимирской царит крайне нервозная обстановка, и многие офицеры собираются увольняться. Если говорить об обещанных реформах, которые сейчас разрабатывает Комиссия, то все, что пока озвучивалось, в двух словах можно охарактеризовать как сокращение и еще раз сокращение. Уже сейчас кадровый состав «урезан» с 42 до 33 500 тысяч человек. Но, скорее всего, дело этим не ограничится – скорее всего, грядут новые «чистки» - сокращать, судя по настроениям в Секретариате Президента, будут, начиная с руководящего состава и заканчивая рядовыми сотрудниками. Учитывая вышеизложенное, логику президентской команды можно понять – в СБУ должны прийти новые люди, которые не будут тормозить реформы, без груза прошлого. Таким образом и произойдет обещанная «декегебизация». Как иначе можно сдвинуть с места эту махину? Возможно, и милиционеров «запустили» в СБУ, решив, что с одной силовой структурой сможет справиться другая. Но, во-первых, внутри самой службы число недовольных неясными пока реформами и появлением в элитном ведомстве милиционеров несколько больше, чем это представляется с Банковой. Недовольствуют не только старики, вышедшие из КГБ, но и подросшая за годы независимости молодежь, воспитанная все в тех же традициях «избранности». Эти люди вряд ли встретят с распростертыми объятиями пришлых. Во-вторых, трудно спорить с профессионалами – наверное, специфика работы в милиции и в СБУ действительно отличается, и толковый милиционер не всегда может стать хорошим чекистом. В-третьих, трудно, придя со стороны, бороться с чем-то, о чем ты имеешь смутное представление. Не зная особенностей той же СБУ, можно наломать дров. И самое главное - реформы-то необходимы, но простым «секвестированием» и сменой кадрового состава тут вряд ли обойтись - нужны системные изменения. Большинство специалистов считает, что для начала нужно пересмотреть правовую базу – тот же «Закон о СБУ», определить функции этой организации, понять, что это в первую очередь – правоохранительный орган или спецслужба со своими специфическими задачами. Сегодня СБУ-шники, так же, как милиция, расследуют дела и по контрабанде, и по взяточничеству, и наркотраффик «ведут», и даже телефонных «террористов». Точно так же, у нас в стране параллельно несколько структур занимаются разведкой – очевидно, с этим тоже стоит разобраться. Пока что, судя по законодательной базе, у украинских спецслужб даже цели и задачи довольно расплывчатые. СБУ сегодня чем-то напоминает корабль, сбившийся с курса и потерявший капитана. * * * Комиссия по разработке проектов реформирования СБУ будет еще заседать. Через месяц должна появиться комплексная программа. Скептики утверждают, что в результате непродуманных действий служба может окончательно развалиться, а в СБУ на каждом этаже будут сидеть преданные, но профессионально бесполезные люди. Скорее всего, в ближайший месяц СБУ придется обойтись без полноценного председателя. Парламент уже не «пропустил» кандидатуру Виктора Короля. А Президент заявил, что он отступать от своего выбора не собирается. Поживем-уивдим. Кстати, одно время поговаривали, что на эту должность «сватали» Романа Безсмертного. Так что назначение главы СБУ может превратиться в затянувшаюся игру в пинг-понг между Президентом и коалицией. Тут может выручить либо политическая договоренность, либо Президенту придется идти на компромисс – найти человека нейтрального, не раздражающего оппонентов. Желательно, чтобы и с пламенными революционными речами он замечен не был, и биография была незапятнанной. А если этот человек будет еще и родом «из КГБ» (как не претила бы сама эта мысль Президенту) – тут уж совсем не придерешься. Тем более что, по информации «Главреда», в настоящее время вне штата СБУ находятся 25 кадровых генералов – есть из чего выбирать. Правда, на первый взгляд, воспитанник «системы» по определению не способен на реформаторство. Но с другой стороны – человеку, который знает все нюансы и особенности спецслужбы, гораздо легче бороться с «монстром». Из кадровых СБУ-шников в числе претендентов на кресло председателя (кроме Николая Маломужа) называли кандидатуру Олега Черноусенко, но он явно не тянет на роль «реформатора-терминатора». Одним словом, скорее всего, в ближайшее время назначение главы спецслужбы опять «провиснет». А ведь СБУ остается «обезглавленной» уже больше двух месяцев. Валентин Наливайченко, и.о. главы СБУ - Сейчас в СБУ происходят изменения, к нам приходят работать новые люди, в том числе и из милиции. Приходят профессионалы, и их назначает Президент Украины. Служба, как вы видите, работает вполне успешно, и новоназначенные люди активно этому содействуют. Скажем, из новых назначений – необычайно важным для нас является опыт г-на Москаля относительно взаимодействия с МВД, для нас также важен опыт г-на Шкляра, который занимался в министерстве внутренних дел борьбой с экономическими преступлениями. Рядовые сотрудники должны ощущать не просто приход новых руководителей, а главное – общую команду, которая работает и способна бороться с преступностью. Источник: ГлавРед |
Важные вопросы